30 января - 21 февраля 2009 г.
"Пейзаж Санкт-Петербурга в блокадном Ленинграде"
(посвящается 65- летию со дня снятия блокады)
/на выставке представлены работы,созданные художниками в годы блокады/
Павел Кондратьев "Невский проспект", бум., акварель, 31.01.1942г.
Художники: М. Лихницкая (1912-1998), А. Каплан (1903-1980), П. Кондратьев (1902-1985), В. Пакулин (1900-1951), Г. Татарников(1914-1971), П. Шиллинговский (1881-1942).
На выставке будет демонстрироваться документальный фильм Сергея Лозницы «Блокада» 48.2 мин. (Россия, 2005). Фильм о том, как медленно сжималось кольцо блокады вокруг города, а жизнь все равно продолжалась.
С сентября 1941 по январь 1944 года, целых 900 блокадных дней ленинградцы жили в смертельной схватке с голодом. Этот невидимый убийца подкарауливал повсюду, не давал о себе забыть на всем пространстве города.
Но именно во время Блокады обнаружилась глубина привязанности к Санкт - Петербургу многих ленинградцев. В эти годы блокады жанр городского пейзажа оказался востребованным художниками и собственно в нем с невероятной силой отразилась глубина трагедии Санкт – Петербурга.
Еще в предвоенное десятилетие появилась группа молодых художников, создавших уникальную школу ленинградского пейзажа. Главное, что объединяло всех мастеров, - это их неподдельное восхищение городом, глубокое понимание его роли в культуре страны. В большинстве работ, написанных в блокаду, город осмысливается художниками как некое живое, трагически перерождающееся пространство.
Местом, изображенным почти во всех военных пейзажах, посвященных городу, становится площадь Невы образованная его главными святынями - Петропавловской крепостью, стрелкой Васильевского острова и Эрмитажем. Это пространство неба и воды в блокадных работах переживается художниками как сакральный образ «материнского лона»*, породившего город и ставшего в дни войны местом противостояния высших сил, неподвластных человеческой воле.
В работах, написанных в самую страшную зиму 1942 года, когда погиб каждый третий житель города, проявляется образ торжественно замерзающего мифологического исполина. Мрачный холод и звенящая пустота явственно ощущаются почти в каждом, даже самом небольшом по формату рисунке.
Блокада будто бы сняла пелену смыслов и переназначений, выявив первоначальный замысел, предопределенный Городу Петром Великим и отраженный в его величественной архитектуре. Античная ясность и стройность в чувстве Петербурга, утерянные еще в ХIХ веке, во время блокады проясняются вновь и из мотива ненастной тьмы, античность как единственная форма жизни вызволена художниками из небытия и оказывается способной удержать человечество на границе между смертью и хаосом.
Ленинградцы, пережившие блокаду, стали летописцами ее страшных дней, явились свидетелями силы человеческого духа, и удивительной, вопреки всему, веры в свет и добро.
_________________
* Анциферов Н. "Душа Петербурга" - СПб.,1991