1 февраля - 29 марта 2008

Павел Никонов 

"Деревня Алексино как центр мироздания"

/живопись, графика/

 

 

Павел Никонов - художник легендарный. Одной из самых известных и хрестоматийных работ современного отечественного искусства стал его холст "Геологи", раскритикованный властями в 1962 году на выставке в московском Манеже, посвященной 30-летию МОСХ.

 

Именно ею Никонов завершил тему героического в искусстве, показав не прометеевских героев, призванных чередой бесконечных подвигов завоевывать  бессмертную славу, а лишенных пафоса и оптимизма усталых  современников. Эта работа оказалась знаковой, стала точкой разрыва времен, за которой осталось искусство сталинской поры и  началось другое. Она, по сути своей, определяет качественный сдвиг, произошедший в советском сознании, и открывает пространство метафорического искусства для следующего поколения художников.

 
pavel nikonov
 

Но вот уже более 30 лет тема деревни для творчества Павла Никонова стала одной из самых главных. Обладая удивительной чуткостью и цельностью характера, он в бесхитростных сюжетах, не выходящих за пределы деревни Алексино Тверской области, где обитает последние десятилетия, пишет мощные экспрессивные работы.

В них мир природы, как безбрежная бездонная основа, как планетарный вдох и выдох, исторгает из своих недр нескончаемые смыслы. На первый взгляд работы выглядят сумрачными, но стоит только приглядеться, как за суровой мрачностью проступают и начинают отчетливо угадываться пересекающиеся поля энергий, создающие странные пограничные состояния, благодаря которым можно различить даже прочерченный пролетевшей птицей след на разбухшем от дождя небе. Люди в его работах, словно застряли между небом и землей, изоморфны и навсегда растворились в раненой бытийности пространства.

 

nikonov-pavel

 

 

"В деревне все превращается в натюрморт"- в одном из многочисленных интервью сказал П.Никонов. Но "натюрморт" у мастера приобретает странные очертания, вернее сказать - он лишен каких-либо очертаний и напоминает подвижный цветовой поток, вмещающий в себя людей, дождь, избы, реку, небо… Он бесформен и безграничен и движется сообразно неведомым законам, словно возвращает все в совершенное тождество первопространства. Кажется, что процесс разрушения затронул границы всего внешнего, материального, и времени осталось мало. Быть может от этого изображенный сюжет, будь то деревенская драка или похороны, бесконечен. Мир подвержен тотальной деконструкции, обращающей все в пустоту.

Но, несмотря на это, в работах Павла Никонова, ставших емкой живописной метафорой драмы сегодняшнего дня, присутствует удивительная воля жизнелюбия, - ведь цельность мира находится в глазах смотрящего. В его осмыслении бесконечное небо, как непостижимая безусловность, предшествующая всему и объединяющая все, не поддается деконструкции и превращает нищенство земного мира в радостное торжество мироздания.

 

Выставка, посвященная 30 летию МОСХ ,"Манеж", Москва 1962 г.


gagarin

П. Никонов и Ю. Гагарин

 
nikonov-p
Н. С. Хрущев и члены политбюро ЦК КПСС на выставке
 
Free business joomla templates