12 октября - 24 ноября 2007 г.

Татьяна Назаренко 

"Путешествие на Восток"

/живопись, графика/

 

назаренко татьяна

«Старуха в юрте» х.м., 91х65, 1965

 

Татьяна Назаренко – яркий художник, талант которой уже давно ни у кого не вызывает сомнений. Череда ее персональных выставок, организованная в последнее время ведущими музеями России, не оставила безразличным ни одного, кто хоть однажды проявил интерес к современному искусству. 

Выставка Назаренко – это всегда событие. Ее работы часто созданы в жесткой манере, вызывают тревожные чувства, раздражают, цепляют глаз, иногда почти физически ранят. И темы, к которым обращается мастер, нередко далеки от музейных, взрывают тишину экспозиционного пространства, внося «другую» эстетику. Назаренко – реалист трагический и этого не стесняется и не скрывает. Ее волнует реальность сегодняшнего дня, уже давно бытующая за гранью общепринятых понятий о добре и зле. 

После инсталляции «Взрыв», представленной в Русском музее в начале 2007 года и взбесившей петербургскую критику своей почти физиологической натуралистичностью, художница представляет свой новый проект «Путешествие на Восток». Восток, который уже давно превратился в мифологему «Восток – дело тонкое», сегодня для многих стал притягателен. Кто–то совершает туда в зрелом возрасте краткосрочное паломничество и возвращается, наполненный идеями. Отращивает бороду и становится куратором проекта «Верю», популяризируя свою приобщенность к тайне. Для других он непонятен и враждебен. А для Татьяны Назаренко стал истоком творчества, той памятью юности, что хранит глубину цвета самаркандского неба, раскаленного, тягучего воздуха степей Казахстана, звенящую от зноя тишину узких улочек древнего Баку. 

Живопись и графика, представленная на выставке, относятся к концу 60-х годов. Это не начальные штудии будущей художницы, а сильные, хорошо сделанные работы, в которых мастерство уже очевидно. В них есть какое-то странное, не по возрасту цепкое осмысление незнакомого мира, полного тайн и экзотики. Студенческие практики в Узбекистан и Казахстан превратились в череду работ. Они очень разные, но одно их объединяет – внимательный взгляд молодого художника с пиететом изучающего самые незначительные детали иной культуры. 

Пространство казахских степей, легкие юрты, неторопливое течение времени, величественность и пленительная свобода в лицах кочевников, а главное ощущение той самой всегда ускользающей и невыразимой тайны, окутывает образы, созданные Татьяной Назаренко. Кажется, что это чувство разбужено самим пространством Востока, которому неведомы ограничения, хранящего отзвук тех времен, когда жертва, посланная небесам библейским скотоводом Авелем (прародителем всех кочевников), была принята. 

В этих ранних работах есть то узнаваемое напряжение, характерное для всего творчества художницы, каждый раз понуждающее переживать хрупкость неигрового пространства реального мира. Когда-нибудь оно сузится настолько, что колесо не сможет больше крутиться. Тогда Каин закончит убивать Авеля и на земле останутся только его отверженные наследники. Ведь жертва библейского земледельца Каина была отвергнута небесами. 

Может быть, наш интерес и стремление на Восток, с невероятной силой вспыхнувшие сегодня, - это паломничество Отверженных, разделивших Землю на города и страны и затосковавших по ее цельности? Тех, кто почуял свое сиротство в потерявшем священный характер пространстве и времени, и впервые покаялся в содеянном, ощутив в тайне Востока просвет надежды.

Ольга Томсон

 

Татьяна Назаренко - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор Московского Государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова.

 

НАЗАД

Free business joomla templates