"Красота по- американски"

с 4 по 26 октября 2003

выставки Сьюзан Витье "Пологие холмы"

и Сан Джей Парк "Спиритуальные скульптуры"

в рамках полугодового американского проекта "Baltic mist".

 

галерея квадрат

 

Одно из достоинств галереи "КвадраT", открывшейся в апреле 2003 года, - отсутствие специализации, а ее хозяйки, Ольги Томсон - "широкоугольность" взглядов. Главное - талант художника, содержательность и максимальная визуальность объектов. Весной и летом галерея представила несколько любопытных флэш-артовых и видео проектов. На очереди - выставки петербургских "старых мастеров"…"Baltic mist" - первый большой проект "КвадраТа", осуществленный при поддержке фондов "Санкт-Петербургский Арт-проект" (США), "Русский Альбом" (Россия) и "School 33 Art Center" (США). Он проходил под эгидой 300-летия Санкт-Петербурга и длился с мая по конец октября 2003 года. Его основная задача - полновесно и интересно представить актуальное искусство Балтимора, одного из центров современной художественной жизни США. Зачастую концепция и успех мероприятия зависят от названия, а оно у проекта как нельзя подходящее. "Baltic mist" - прекрасная игра слов. С одной стороны - это "Балтийский туман" (символ Санкт-Петербурга), с другой - "Baltic" - производное от Балтимора. Таким образом, как в названии, так и в представленных инсталляциях тактильное, индустриальное и "вещественное" тело Балтимора соединено с таинственной, мифологической балтийской душой. По форме большинство проектов оказались минимально технологичными, но при этом пластичными, визуальными, тактильными и крайне "общительными". В основном это ассамблажи, парафразы классического нью-йоркского поп-арта и арте повера, но с очень большой долей содержательности и субъективности интерпретаций.

 

Открыли проект выставки Лизы Морен "Record, record…" и Рут Петус "Plaza, Piazza, Площадь". "Record, record…" - технологически очень интересный проект. Посетители рисовали по специальной светочувствительной бумаге (авторское ноу-хау), на которой уже имелись изображения физиономий балтиморцев. Рисунки проявлялись на бумаге лишь через некоторое время, "оголяя" всю правду о посетителях. В результате, исчезали временные и территориальные границы между балтиморцами и петербуржцами. 

Проект Рут Петус был посвящен изучению человеческого характера, который она трактует как социальный конструкт. "Покажи мне свою обувь, и я скажу, кто ты", - руководствуясь этой максимой, художница создала большую серию объектов - различно обработанных, вымоченных, склеенных, сплющенных, размятых ботинок. Обувь - сигнификат человеческого характера, а площадь - социальное пространство, "вытачивающее" его. Сейчас подобными экзерсисами с обувью занимаются многие - от Рашида Араена до Андрея Бартенева. Проект Петус - продолжение традиций этого бут-арта.

 

Интерактивный проект "Фабрика обоняния" Лоры Дрогул, представленный в галерее с 7 по 21 июня, напомнил "немые спектакли" и "симфонии запахов" театра Поля Фора. Дрогул с помощью запахов, помещенных в черные ящички, колбочки и раскуриваемых в галерейном пространстве, попыталась ароматизировать физиологию Балтимора, а также просила публику вспомнить ароматы, ассоциирующиеся у петербуржцев с их городом. Бережно упакованные "живящие" запахи, "слиянье ладана, и амбры, и бензоя" - не затхлое архивирование воспоминаний в духе Дэмиена Хирста и Сюзанны Бауман, а настоящий ароматический перформанс. Художница чрезвычайно внимательно и скрупулезно работала с запахами и двигалась от референта к означающему - от ароматов к созданию объемных образов Балтимора и Петербурга. Дрогул превратила их в сказочные уайлдовские города "изысканных цветов и дивных ароматов, где все одинаково ядовито и прекрасно".

 

Проект "Baltic mist" завершился 27 октября выставками Сюзанны Виттье "Rolling Hills" ("Пологие холмы") и Сан Джей Парк "Spiritual sculptures" ("Спиритуальные скульптуры").

 

Инсталляция Сьюзанн Виттье представляет собой различно срезанные бутылки из зеленого стекла, расположенные таким образом, что они напоминают холмистые долины. Визуально "Пологие холмы", безусловно, грамотная и удивительно красивая работа. Вместо высоколобых академических рассуждений художница предлагает зрителю лишь смотреть и наслаждаться. Это красиво и "that's it". По концепции "Холмы" - парафраз инсталляции Дэйвида Мэтча "Думая об Англии", а также объектов Джованни Ансельмо и Ждузеппе Пеноне, использовавших грубые, "бедные" материалы для оживления и поэтизации природы. Впрочем, в контексте работы Виттье природа лапидарно женственна (холмы здесь как символ женского начала) - получается эдакая индустриальная стеклотарная natura-genitrix.

 

"Спиритуальные скульптуры" Сан Джей Парк - удачное завершение проекта "Baltic mist". Если упомянутые участники проекта занимались внешними, физиологическими и физиогномическими качествами Балтимора и Петербурга, то Сан Джей Парк попыталась объединить "духовное" и "телесное" этих городов, чрезвычайно изящно поставив точку в проекте. На выставке были представлены две скульптуры, напоминающие ольденбургские пальто. Одна из них, сделанная из винилового пластика наполнена дыханием Сан-Джей Парк, другую - из тончайшей металлической проволоки, обволакивал воздух галереи. Таким образом, художница "пленила" и придала форму "некому абстрактному духу, взятому из вещей и понятий". Однако объекты Парк нельзя назвать нео-поп-артом. Вместо ожидаемого последовательного исключения личностного начала художница субъективирует и наполняет жизнью эти "духовные одежды", превращая их в хранилища дыхания, а, следовательно, душ Балтимора и Петербурга. Оба города получают не только свое духовное облачение, но и одухотворенное лицо.

 

   Несмотря на свое мистическое, странное название проект "Baltic mist" весьма конкретно и объективно представил лучшие работы современных художников Балтимора. Здесь нет никаких открытий, ярких художественных жестов и холодного цифрового великолепия хай-тека - лишь живые, красивые, удивительно теплые и домашние объекты. В течение полугода в "КвадраТе" американские художники по частичкам воссоздавали образы Балтимора и Петербурга, со столь разными фасадами, но единой сущностью, сочетающей "благоухания, и звуки и цвета в гармонии согласной" (Шарль Бодлер).

   

Ольга Хорошилова

 

НАЗАД

Free business joomla templates