12 декабря 2008 г. - 17 января 2009 г.

Александр Задорин

(19.11.1941-21.10.2006)

"Свет далекой звезды"

  

 

Игорь Оминин "Дары".

 

На выставке демонстрируется новый фильм об Александре Задорине    

"Художник ХХ века Александр Задорин", режиссер В. Сухов

 

 Сделать Рождественскую выставку и не впасть в традиционную предновогоднюю суету, которая давно перемешалась в наших бедных головах с предсказаниями астрологов, восточными символами, запахом искусственных елок, корицы, мандаринов и всякой другой ерундой - дело сложное. Несколько лет назад Саша Задорин предложил мне сделать в галерее «КвадраТ» свою версию рождественской выставки. Он говорил, что выставка должна быть красивая, камерная и светлая. А еще веселая, потому что в Рождество и Новый год светло и весело. Чтобы на открытие пришли друзья и хорошие знакомые. И чтобы шел снег.  Саша ушел из жизни осенью 2006 года. Сделать его выставку я не успела, но каждый раз под Новый год я вспоминаю данное ему обещание.  

 И вот 12 декабря 2008 г. открывается выставка Александра Задорина «Свет далекой звезды». Это название появилось как-то само собой. Кажется, что в нем поместились многие смыслы. Есть простота и многомерность, и добрая память о хорошем человеке и достопамятный след от когда-то воссиявшей Вифлеемской звезды. А еще есть время памяти света от звезды, потому как звезды могут долго освещать небосвод, даже  если сами умирают.  Для многих, кто знает и любит творчество Задорина выставка станет полной неожиданностью, хотя  всем известно, что он не только талантливый керамист, но замечательный график и интересный живописец. И что многие приемы, найденные при работе с глиной, он переносил на холст и бумагу. Он часто использовал  эмали, которые позволяли достичь такого эффекта, что полотно начинало походить не на живопись, а скорее на средневековую мозаику или витраж своей особой цветовой насыщенностью и внутренним свечением. В мифологических живописных работах Задорина Рождественского цикла есть физически ощутимая тяжесть цвета, его тактильная пластическая вязкость.  В последние годы жизни художник сетовал на то, что живопись и скульптуру разучились понимать и ценить как особенный язык, данный человеку поверх всех языковых барьеров. Что картину пытаются «пересказать» при помощи слов, в то время как она, подобно музыке, не может быть ими выражена, а представляет целостный образ ритмов, создающих визуальное впечатление. «Рождественский цикл» работ Александра Задорина это навсегда сохраненный свет его творчества, оставленный  мастером для нас в память о себе.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Томсон О.

 

А.Задорин "Рождество Богородицы"

 

 РАДОСТИ АЛЕКСАНДРА ЗАДОРИНА

 

Проходит время и  уже готово унести наши печали. Но вот опять встречаешься с творчеством Александра Задорина и соглашаешься еще раз пережить печаль утраты, чтобы, преодолев  ee, оказаться в счастливом пространстве его произведений. 

Выставка работ Александра Задорина, которая состоится в декабре в галерее "КвадраТ”,  даст нам повод в этом убедиться. Она будет посвящена Рождеству Христову -  одному из самых светлых христианских праздников, вполне созвучному оптимистическому таланту Александра Задорина. Оптимизм Задорина не просто  оптимизм  житейский, декоративный, украшательский.... Этот оптимизм замешан на глубинных  религиозных традициях, на, может быть, еще более глубинных традициях европейского искусства.   

Культура Радости, верным жрецом, которой был Александр Задорин всю свою творческую  жизнь с особенной прелестью проявлена им в Рождественских сюжетах.  Бородатый Иосиф,  молодая Мария и младенец - это уже радость, давшая Александру счастливую возможность вспомнить нечто  неопровержимо прекрасное в своей судьбе. Их образы внутренне опознаны автором и убедительно изображены. Каждая новая картина  Задорина на тему Рождества - это еще один поворот в  узнавании страны, которая есть у каждого внутри, которая называется Рай, но в реальность которой у нас не хватает духа поверить. В этой  стране  еще существует ослица, на которой едет Мария и  коровы в хлеву, где родился Иисус. Эти животные прибавляют к теме радости интонацию тихой, незлобивой и  не лишенной достоинства  кротости. Сюда приходят волхвы, первые вестники радости, волшебные мудрецы, представители разных народов, влекомые светом Вифлеемской звезды. Они приносят дары в золотых чашах и кувшинах, и Изначальный свет, исходящий от младенца преображает простых пастухов в царей, облаченных в драгоценные одеяния и увенчанных золотыми коронами. Бывает в картине радость тихая и свежая, как прохладный утренний воздух, где  справа, одетая в розовый хитон, со светящимся ликом Мария, младенец и ослица, на фоне стены старого города образуют композицию,  контрастирующую с холодным голубым небом. облекающим собой монумент кротости и любви - фигуру старого Иосифа, в левой части картины. Бывает радость пышная; кругом золото и парча, разнообразные характерные лица, очень изысканные одеяния, настроение почти ликующее. Бывает полное, ничем не колеблемое умиротворение, когда в теплой тишине спит святая семья и дремлют, склонившись над колыбелью, животные. Эта тишайшая радость украшена золотыми нимбами, окружающими головы участников радостного события. Я все это пишу для того, чтобы стала ясной совсем непростая истина, что радость не является каким-то экзальтированным, искусственным переживанием, на смену которому непременно приходит глубокая печаль. Радость  - это здоровое творческое состояние сознания, которое дает возможность человеку видеть себя и мир вокруг глазами, не затуманенными тоской и страхом. Задорин был в этом убежден больше других, и лучше других  смог это выразить  в творчестве. Он знал и создавал по ходу дела массу приемов, для того, чтобы вызвать устойчивое чувство радости. Он извлекал из истории искусства драгоценные изюминки счастья, чтобы, пропустив их через свой творческий метод, создать произведение, способное самого унылого скептика вытянуть из ада обыденности в страну Радости и Свободы.

                                                                                                                                                                                                                           Анатолий Заславский

 

Заслуженный художник РФ. Окончил Ленинградское Высшее Промышленное училище им. В.И.Мухиной в 1969 году. Один из организаторов и постоянный участник серии выставок «Одной композиции», проходившей с 1976 по 1986 год при Союзе Художников. 

Работы Александра Задорина находятся в коллекциях Третьяковской галереи, Музея декоративно-прикладного искусства (Москва), Музея керамики и стекла в Кусково, Музея декоративного искусства в Царицыно, Томского музея изобразительного искусства, Астраханского музея изобразительного искусства, Музея интернациональной керамики (Венгрия), а также в частных галереях и собраниях США, Германии, Франции, Великобритании, Финляндии, России.



НАЗАД

 
Free business joomla templates