Ю. Линцбах "Толя и Бизя", х.м., 70х55, 2008 г.
ПОРТРЕТ В ЖИВОПИСИ
Портрет в искусстве! Сколько внимания к человеческой природе, душевного пристрастия, беспощадного анализа и т. д.
Как только художественно напряженный человек задумывался о бренности индивидуального бытия, он пытался при помощи искусства портрета остановить быстротекущее время, вглядеться в исчезающий образ, чтобы понять хоть что-нибудь по поводу смысла пришествия в мир именно этого человека. В портрете художник надеялся сформулировать устойчивое содержание, чтобы уклониться от власти всепожирающего времени. В живописных портретах художники научились погружаться в непостижимую тайну другого. Этот другой становился через портрет очень знакомым и близким, но не той близостью, которую предлагает нам повседневность, когда другой сокрыт от нашего понимания заботой, страхом, нашей вечной неудовлетворенностью и немотивированной гордостью. В портрете мы узнаем другого в глубине нашей памяти, мы узнаем его в душевной успокоенности и ведем с ним доверительную беседу в полной тишине сознания.
Эти мысли возникли у меня, когда я увидел работы Юлии Линцбах. Такие мысли возникали и раньше, когда я видел прекрасные портреты, сделанные в разное время, в разных странах. Я не собираюсь закапываться глубоко в Юлину творческую биографию, в надежде выяснить причину такого портретного возрождения, но ясно вижу две составляющие, создающие такое искусство. Во-первых - это редкий дар быть внимательным к другому. Юля Линцбах не возвеличивает другого и не принижает его, она не анализирует его формы и почти совсем не эстетизирует его характерную индивидуальность, ее восхищает само существование другого, как - будто, находясь в процессе внимательного созерцания, решаются основные проблемы бытия, в том числе и ее личные проблемы. Скорее всего, так это и происходит, но только благодаря тому, что в процесс созерцания включается вторая составляющая - необходимый проводник для погружения в истину другого.
Этим проводником является искусство живописи. Язык этого искусства формировался в Европе многие столетия, акцентируя тот или иной поворот безусловного принятия Мира. Юля Линцбах вошла в живопись, как в свой родной дом и герои ее портретов легко входят в храм, где человечество собралось, чтобы Жить. Сейчас этот храм редко пополняется. Актуальное искусство сегодня наслаждается предчувствием катастрофы, поэтому иронизирует по любому поводу и провозглашает смерть и в языке, и в жизни, как высшую правду.
И когда маленькая женщина, но большой художник подбирает брошенную эстафету живого искусства и делает это без всякого пафоса, даже не замечая, что ему кто-то может угрожать - это вызывает признательность и восхищение!.
Анатолий Заславский