заславский

Т. Воронква "Портрет А. Заславского", х.м., 55х40, 2001-2009 г.

 

ТАТЬЯНА ВОРОНКОВА


На своей персональной выставке, которую сопровождает этот каталог, Татьяна Воронкова показывает результаты очень напряженного поиска себя в живописи.
Она сравнительно недавно занялась живописью, поэтому движение к этим результатам я бы назвал стремительным. В основании ее художественного существа лежит самозабвенная влюбленность в Искусство. Для Татьяны Воронковой искусство является высшим проявлением возможностей этого Мира. Причем ей не надо перебирать художественные детали по частям, она хочет дышать воздухом Искусства в целом. Детали мешают это делать. Архитектура, скульптура, живопись — все это, особенно когда собрано вместе и находится внутри прекрасной природы, создает атмосферу, которой можно дышать. Живопись оказалась для Татьяны Воронковой на данном этапе более всего сродни понятиям «воздух», «дыхание». Вначале Татьяна Воронкова делала попытки воссоздать некоторые прекрасные фрагменты из истории искусства. Были попытки выстроить сюжет, наполненный символическим содержанием. Затем был резкий сдвиг в сторону ярких, абстрактных, динамических жестов. Здесь случился несомненный успех, но, в конце концов, победила чистая живопись. Сюжет остался, и даже очень сгущенный, — дома, небо, земля, улица или канал. Предметы обобщены до предела, они купаются в воспоминаниях о золотом веке живописи — древней стенной или более поздней, возрожденской. Мир прекрасен, но только погруженный в архаическую античность, или в бездонный взгляд фаюмского, вечно живущего человека, или в божественный зеленый на поверхности венецианской лагуны. Простые членения — вертикальные и горизонтальные — если их внимательно контролировать цветом, могут вызвать к жизни из глубины памяти забытую, но очень важную информацию. Иногда кажется, что эта информация имеет отношение к решению главных вопросов о замыслах Высших сил по нашему поводу. Интересно, что психофизическое содержание человеческого лица так же уводит нас в глубину таинственного узнавания, как и живописные отношения в пейзаже. Может быть, поэтому портрет интересует Татьяну Воронкову так же, как и обобщенный до полной геометричности пейзаж. Итак, экспозиция картин художника представляет
два аспекта ее творчества. Во-первых, это предельно обобщенный пейзаж, где каждый закрашенный кусок в отношении с другим куском и места касания друг с другом выражают такое содержание, которое может выразить только живопись. Здесь нет рассказа, нет эффектного жеста, нет никакой кривизны пространства. Только формат холста и цвет. Во-вторых, это портрет. Портрет, так же как пейзаж, у Воронковой стремится к своему окончательному состоянию. От любимых знакомых лиц портрет восходит к Лику, к древнему первоистоку. Древность портретной темы убеждает Татьяну Воронкову в правильности выбранного жанра. Одним из характерных качеств современного художника является пристальное всматривание в содержание древнего искусства. Кроме острой формы, там есть тайна, к которой нам велено прикоснуться. Открытие Татьяны Воронковой, или вернее ее личный интерес, состоит в том, что простой силуэт лика в отношении с фоном создают цветную поверхность, наполненную психологическим содержанием особой важности. Это очень трудно сделать, не провалившись в пошлую стилизацию. Выставка Татьяны Воронковой предлагает нам еще одну попытку выразить глубину и достоинство Человека и Мира, его окружающего, языком живописи без примеси других средств изобразительного искусства. Эта попытка не первая, но все равно она вызывает чувство глубокой признательности и уважения. Ведь если этого не делать, то скоро человечество забудет, что мир человеческий по сути своей цветной, а не черно-белый или глупо и плоско закрашенный.

Анатолий Заславский

 

НАЗАД

Free business joomla templates