заславский

М. Тажибаев "Портрет А. Заславского", бум., уголь, 95х87, ?г.

 

ГОБЕЛЕНЫ МАРАТА ТАЖИБАЕВА

 

Время учебы и начало творческой жизни совпало у Марата Тажибаева с тем временем, когда у нас в стране стало развиваться декоративно-прикладное искусство. Тогда под неусыпным контролем Партии и правительства находились литература, кино, театр, живопись и скульптура, те виды искусства, где легче всего можно было осуществить "идеологическую диверсию". То, что делали керамисты, художники по текстилю, ювелиры и т.д. особой цензуре не подвергалось. И вот здесь как раз все поиски в области формы расцвели, как говорится, пышным цветом. Чувство материала, которое необходимо в декоративном искусстве больше, чем где-либо, избавляло художника от плоской натуралистической изобразительности. Появлялись неожиданно острые образы и в керамике, и в стекле, и в текстиле, и даже в монументальной живописи. Так состоялись и успешно работали художники, официально считавшиеся художниками декоративно-прикладного искусства, а на самом деле они являлись проводниками самой современной эстетики для того времени, а, может быть, и для нашего времени. Внутри этой художественной среды созревало творчество Марата Тажибаева.
Эстетика его гобеленного творчества ткется из самых дерзких, почти головокружительных столкновений. Здесь реальный пейзаж сталкивается со схематическими конструкциями, здесь, как живая, долька арбуза живет в среде остро супрематической и чудесным образом с ней уживается, здесь головы людей образуются из пятен и линий, живущих сами по себе, в свободном полете. Здесь есть монументально вытканная пачка Казбека - символа советской незыблемости и нашего послевоенного детства. Натуральная пачка папирос: с синим небом, с белыми заснеженными горными пиками и с незабываемым силуэтом всадника с конем. Эта пачка впечатана в черный квадрат гобелена. Вытканная пачка цепляется за бездонный черный фон, тончайшими ломаными линиями, изображающими продолжения горных вершин. Внизу картины такие же тончайшие горизонтальные струны рисуют уход в глубину ночи. Вверху настоящие серебряные монеты - это, конечно, звезды. В нижней части этого произведения между струн вставлены настоящие папиросы и настоящая пачка Казбека. Я так подробно перечислил все составляющие части гобелена, чтобы на примере этой работы показать, как разные по качеству элементы виртуозно и легко могут объединиться в цельное и содержательное художественное произведение по воле мастера. Высокий профессионализм художника подпитывается постоянной работой с натурой. Он много рисует и пишет маслом портреты и пейзажи. Внимательная цепкость в работе с натурой помогает Марату Тажибаеву в работе с гобеленами не впадать в плоский декоративизм, а пронизывать свои работы живым содержанием.

Анатолий Заславский.

 

НАЗАД

Free business joomla templates