25 ноября - 17 декабря 2011г.

Игорь Баранов и Ирина Татарникова

"Идентификация мифа"

/живопись, видео/

 

баранов игорь

 

"Идентификация мифа" - с одной стороны, это самоидентификация человека по отношению к окружающему миру, обретение средств защиты и нападения. С другой - поиск места мифа в культуре нашей цивилизации и  его влияние на современного индивида. Это разговор о возникновении и трансформации тотемов, героев,  и различных объектов поклонения древних культур в наши дни.

                                                                                                                       Игорь Баранов.

 

25 ноября в галерее «Квадрат» открылась выставка молодых художников Игоря Баранова и Ирины Татарниковой «Идентификация мифа». 

Слово идентификация, как известно, происходит от латинского identifico  - «отождествлять». Очевидно, что для каждого витка цивилизации, каждой культуры человечеству была свойственна своя «мифология».  Попытаемся разобраться, с чем же отождествляется  миф и что есть «мифология»  в представленных на выставке работах. 

Выставку можно разделить на три тематических зоны –  серии «Тотемы» и «Новая мифология» И. Баранова и видеоарт «Точка возврата» И. Татарниковой.

В серии «Тотемы», пожалуй, поднимается наиболее глубокая тема – взаимодействие человека с природой, его тождествленность ей.  Можно сказать, что данная серия представляет собой набор  неких глубинных архетипов. При этом каждый архетип выражен сугубо художественным, образным языком и не претендует на этнографическую или историческую достоверность. Другая отличительная черта данной серии – космологичность, в которой поднимаются темы  существования человека - шаманизма, медитации, охоты, рождения и т.д.

В «Тотемах» заметна орнаментика различных культур и древних цивилизаций, мастерски переработанная художником и выглядящая совершенно ненавязчиво. В этих работах прослеживается черты Игоря Баранова как художника-графика, что  проявляется в первую очередь в графической стилизации и лаконичности форм, оригинальности композиционных решений. Но в отличие от своих графических работ художник здесь активно работает с фактурой и цветом.

Скорее можно сказать, что серия «Тотемы» - это размышление на тему происхождения человека, мозаика из фрагментов  коллективного бессознательного, скорее антропология, чем мифология.

В «Новой мифологии» художник поднимает другую тему – мифологизации современной окружающей жизни, пытается выявить мифы общества потребления, для наглядности используя прямые аналогии из древнегреческой мифологии.

Миф – это всегда что-то недоступное, труднодостижимое, порой гипертрофированное.  В «Новой мифологии» статус мифа приобретают – роскошная феррари, груды мышц, стриптизерша, секьюрити перед входом в некое место, куда доступ для простого смертного невозможен.  Эти работы, насыщенные поталью и граничащие с китчем, скорее всего, рассчитаны на обеспеченного покупателя, который увидит в них себя и свою жизнь.

Работы из «Новой мифологии»  могут выступать некими сколами массовой культуры, символизирующими обмирщение мифа в сторону подчеркнутого гедонизма. Можно предположить, что эти холсты скорее можно назвать символами времени, нежели мифами.

Видео-работа Ирины Татарниковой «Точка возврата» как бы трансформирует выше обозначенную тематику отождествления человека и природы  в медийное пространство современных технологий.  Связь человека и природы здесь выражается уже более линейно - каждый персонаж-модель в ролике приобретает фактуру определенной природной субстанции (лед, дерево, кожа животных и т.д.).  

Таким образом, некая «природная ткань», узорчатость приобретает в «Точке возврата» доминирующее значение, отсылая зрителя к эстетике нью-эйджа, со свойственными ему холистическими воззрениями и психоделикой. Возникают также аналогии с традициями росписи тела у коренных народов, боди-артом. 

Саундрек – несколько переработанная музыка Portishead -   вносит оттенок трагизма и даже некоторой обреченности. Основное достоинство данной работы – мастерство Ирины в первую очередь как фотохудожника. 

Таким образом, художники создают свое уникальное «пространство мифологии», в котором миф, как отражение тотемного сознания, трансформируется авторами в символ… Самобытная и яркая «мифология» Игоря Баранова и Ирины Татарниковой, становится , тем самым, отражением их представлений о современности и оказывается за пределами общепринятых суждений, создаваемых «двумя Большими Братьями» - телевизором и интернетом.

                                                                

                                                                                             Иван Попов, искусствовед

                                                                                                  

                                                                                              

 

 

Игорь Баранов родился в Санкт - Петербурге 1983 году.

Член Союза Художников.

2001 – закончил СХШ им. Иогансона

2005 - первое место в номинации" графика", Рождественский фестиваль' Щелкунчик", Театр им Римского-Корсакова, Санкт- Петербург.

2006 - первое место в номинации" графика", Пасхальный фестиваль , Театр им.Римского-Корсакова, Санкт- Петербург

2007- Закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина с "Красным дипломом".(диплом с отличием)

2007 - удостоен Золотой медали “ 250 лет Российской Академии Художеств”

2008 - Министерством культуры РФ и "Союзом Художников России" присуждена Государственная стипендия.

2008 - становится победителем Всероссийского конкурса "Классический эстамп"(Московском Доме Графики)

2008 - серия офортов "Калевала" поступила на хранение в Научно-исследовательский Музей Академии Художеств.

 Начиная с 2009 года ведет курс живописи рисунка и композиции в филиале Института И.Е.Репина в г.Котка (Финляндия).

2010 - участие в гала аукционе “Современное Русское Искусство”, проводимого Государственным Русским Музеем при поддержке Chrisrie’s.

2011 - серия линогравюр "Семеро братьев" поступила на хранение в Российскую Национальную Библиотеку.

 Работы хранятся в Российской Национальной Библиотеке, Научно-исследовательском Музее Российской Академии Художеств, Московском Доме Графики, Арт центре Салмела(Финляндия) и частных коллекциях.

 

 

Ирина Татарникова родилась в Ленинграде в 1982 году. Закончила СПб Академический Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры им И.Е.

Репина, факультет графики.

2003 - практика в литографской школе, Тидахольм, Швеция.

2005 - удостоена Премии третий степени "Рождественского фестиваля Щелкунчик"

номинация - графика.

2007 - работала над дипломом в арт школе, Иматра, Финляндия.

Работы хранятся в Московском Доме Графики, Арт центре Салмела (Финляндия), собрание города Мантюхарью(Финляндия) и частных собраниях России, Дании, Швеции, Финляндии, Португалии, Израиля. 

 
Free business joomla templates