25 ноября - 17 декабря 2011г.
Игорь Баранов и Ирина Татарникова
"Идентификация мифа"
/живопись, видео/
"Идентификация мифа" - с одной стороны, это самоидентификация человека по отношению к окружающему миру, обретение средств защиты и нападения. С другой - поиск места мифа в культуре нашей цивилизации и его влияние на современного индивида. Это разговор о возникновении и трансформации тотемов, героев, и различных объектов поклонения древних культур в наши дни.
Игорь Баранов.
25 ноября в галерее «Квадрат» открылась выставка молодых художников Игоря Баранова и Ирины Татарниковой «Идентификация мифа».
Слово идентификация, как известно, происходит от латинского identifico - «отождествлять». Очевидно, что для каждого витка цивилизации, каждой культуры человечеству была свойственна своя «мифология». Попытаемся разобраться, с чем же отождествляется миф и что есть «мифология» в представленных на выставке работах.
Выставку можно разделить на три тематических зоны – серии «Тотемы» и «Новая мифология» И. Баранова и видеоарт «Точка возврата» И. Татарниковой.
В серии «Тотемы», пожалуй, поднимается наиболее глубокая тема – взаимодействие человека с природой, его тождествленность ей. Можно сказать, что данная серия представляет собой набор неких глубинных архетипов. При этом каждый архетип выражен сугубо художественным, образным языком и не претендует на этнографическую или историческую достоверность. Другая отличительная черта данной серии – космологичность, в которой поднимаются темы существования человека - шаманизма, медитации, охоты, рождения и т.д.
В «Тотемах» заметна орнаментика различных культур и древних цивилизаций, мастерски переработанная художником и выглядящая совершенно ненавязчиво. В этих работах прослеживается черты Игоря Баранова как художника-графика, что проявляется в первую очередь в графической стилизации и лаконичности форм, оригинальности композиционных решений. Но в отличие от своих графических работ художник здесь активно работает с фактурой и цветом.
Скорее можно сказать, что серия «Тотемы» - это размышление на тему происхождения человека, мозаика из фрагментов коллективного бессознательного, скорее антропология, чем мифология.
В «Новой мифологии» художник поднимает другую тему – мифологизации современной окружающей жизни, пытается выявить мифы общества потребления, для наглядности используя прямые аналогии из древнегреческой мифологии.
Миф – это всегда что-то недоступное, труднодостижимое, порой гипертрофированное. В «Новой мифологии» статус мифа приобретают – роскошная феррари, груды мышц, стриптизерша, секьюрити перед входом в некое место, куда доступ для простого смертного невозможен. Эти работы, насыщенные поталью и граничащие с китчем, скорее всего, рассчитаны на обеспеченного покупателя, который увидит в них себя и свою жизнь.
Работы из «Новой мифологии» могут выступать некими сколами массовой культуры, символизирующими обмирщение мифа в сторону подчеркнутого гедонизма. Можно предположить, что эти холсты скорее можно назвать символами времени, нежели мифами.
Видео-работа Ирины Татарниковой «Точка возврата» как бы трансформирует выше обозначенную тематику отождествления человека и природы в медийное пространство современных технологий. Связь человека и природы здесь выражается уже более линейно - каждый персонаж-модель в ролике приобретает фактуру определенной природной субстанции (лед, дерево, кожа животных и т.д.).
Таким образом, некая «природная ткань», узорчатость приобретает в «Точке возврата» доминирующее значение, отсылая зрителя к эстетике нью-эйджа, со свойственными ему холистическими воззрениями и психоделикой. Возникают также аналогии с традициями росписи тела у коренных народов, боди-артом.
Саундрек – несколько переработанная музыка Portishead - вносит оттенок трагизма и даже некоторой обреченности. Основное достоинство данной работы – мастерство Ирины в первую очередь как фотохудожника.
Таким образом, художники создают свое уникальное «пространство мифологии», в котором миф, как отражение тотемного сознания, трансформируется авторами в символ… Самобытная и яркая «мифология» Игоря Баранова и Ирины Татарниковой, становится , тем самым, отражением их представлений о современности и оказывается за пределами общепринятых суждений, создаваемых «двумя Большими Братьями» - телевизором и интернетом.
Иван Попов, искусствовед
Игорь Баранов родился в Санкт - Петербурге 1983 году.
Член Союза Художников.
2001 – закончил СХШ им. Иогансона
2005 - первое место в номинации" графика", Рождественский фестиваль' Щелкунчик", Театр им Римского-Корсакова, Санкт- Петербург.
2006 - первое место в номинации" графика", Пасхальный фестиваль , Театр им.Римского-Корсакова, Санкт- Петербург
2007- Закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина с "Красным дипломом".(диплом с отличием)
2007 - удостоен Золотой медали “ 250 лет Российской Академии Художеств”
2008 - Министерством культуры РФ и "Союзом Художников России" присуждена Государственная стипендия.
2008 - становится победителем Всероссийского конкурса "Классический эстамп"(Московском Доме Графики)
2008 - серия офортов "Калевала" поступила на хранение в Научно-исследовательский Музей Академии Художеств.
Начиная с 2009 года ведет курс живописи рисунка и композиции в филиале Института И.Е.Репина в г.Котка (Финляндия).
2010 - участие в гала аукционе “Современное Русское Искусство”, проводимого Государственным Русским Музеем при поддержке Chrisrie’s.
2011 - серия линогравюр "Семеро братьев" поступила на хранение в Российскую Национальную Библиотеку.
Работы хранятся в Российской Национальной Библиотеке, Научно-исследовательском Музее Российской Академии Художеств, Московском Доме Графики, Арт центре Салмела(Финляндия) и частных коллекциях.
Ирина Татарникова родилась в Ленинграде в 1982 году. Закончила СПб Академический Институт Живописи, Скульптуры и Архитектуры им И.Е.
Репина, факультет графики.
2003 - практика в литографской школе, Тидахольм, Швеция.
2005 - удостоена Премии третий степени "Рождественского фестиваля Щелкунчик"
номинация - графика.
2007 - работала над дипломом в арт школе, Иматра, Финляндия.
Работы хранятся в Московском Доме Графики, Арт центре Салмела (Финляндия), собрание города Мантюхарью(Финляндия) и частных собраниях России, Дании, Швеции, Финляндии, Португалии, Израиля.