ГРУППА "ЭРМИТАЖ"

История объединения тесно связана с творческой биографией художника и педагога Григория Яковлевича Длугача (1908 - 1988). Именно ему обязана своим происхождением неформальная "эрмитажная школа", сложившаяся в 1960 - 70-х годах в прославленном петербургском музее. Ученики - студенты и выпускники художественных институтов и училищ - приходили в Эрмитаж разными путями, но всех объединяла неудовлетворенность пройденным, ощущение прерванной традиции и стремление восстановить связь с нею, хотя бы и ценой "вечного студенчества". Практика "эрмитажной школы" принципиально отличается как от традиционного академического копирования, так и от "пародирования" классики, получившего известное распространение в современном искусстве. Смысл эрмитажного опыта - в исследовании богатства связей, образующих живописно-пластическое целое; существенное значение приобретает проблема "скрытой геометрии". С такой позиции визуально-изобразительной рефлексии подлежит не внешне завершенная форма оригинала, а порождающий ее структурный принцип. Соответственно, между вопросами "как устроено" и "что значит" устанавливается самая тесная взаимосвязь. За три с лишним десятилетия своего существования "эрмитажная школа" накопила богатый опыт аналитической интерпретации классического искусства; в том числе - картины Тициана, Эль Греко, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена, Ван Дейка, Халса, Рейсдала и других европейских мастеров. Длительность этой работы (при сохранении постоянного ядра участников) позволяет рассматривать ее как уникальный художественно-познавательный эксперимент. 

В широком, общекультурном смысле это традиционализм, выраженный достаточно глубоко, чтобы оказаться в двойной оппозиции одновременно - как к навязываемым советской идеологией нормам официального искусства, так и к экстремизму художественной моды. Будучи связаны жизненно, общностью творческой судьбы, художники "эрмитажной школы" не испытывали нужды в каком-либо формальном уставе, хотя опыт совместной работы содействовал известному единству теоретических установок. 

Из "эрмитажной школы" вышли все участники представляемого объединения: Борис Головачев, Владимир Кагарлицкий, Юрий Гусев, Марк Тумин, Сергей Даниэль, Альберт Бакун, Александр Даниэль. До горбачевской "перестройки" деятельность группы носила замкнутый "кружковый" характер - главным образом, из-за постоянных обвинений в "формализме". Годом сложения группы можно считать 1969-й. На протяжении многих лет художники были лишены возможности демонстрировать свои работы (если не считать "квартирную" выставку 1974 года). Основным каналом распространения художественного опыта оказалась педагогическая практика; преподавали все члены объединения. Положение изменилось лишь во второй половине 1980-х. 

   Начиная с 1988 года выставки группы "Эрмитаж" стали регулярными. В начале 1990-х к группе примкнул Владимир Обатнин, связанный с членами объединения еще в студенчестве. В таком составе группа существовала до 1997 года, а затем распалась. Таким образом, наиболее активная выставочная деятельность группы "Эрмитаж" пришлась на первую половину 1990-х. Прошли многочисленные групповые и персональные выставки в России, Западной Европе и США. С 1992 года группа совершала ежегодные поездки в США, совмещая устройство выставок с активнейшей педагогической работой (от школ до университетов). 

Наиболее значимые выставки группы: "Памяти Г.Я.Длугача", Ленинград, 1988; "От неофициального искусства к перестройке", Ленинград, 1989; "150 лет искусства со всего света", Лос-Анджелес, 1990; "Калифорнийский тур", 1992; "Сан-Франциско-Чикаго-Вашингтон-Нью-Йорк", 1993; "Калифорния-Колорадо", 1997; "Неклассическая классика", Санкт-Петербург, Эрмитаж, 1998. Работы художников группы "Эрмитаж" находятся во многих частных собраниях и галереях России, США, Англии, Франции, Бельгии, Германии, Италии, Израиля.

 

НАЗАД

Free business joomla templates