заславский

А. Задорин "Портрет А. Заславского", фанера, масло, 82х52, ?г.

 

ЗЕЛЕНЫМ И КРАСНЫМ ЕЩЕ НЕ ВСЕ СКАЗАНО.

 

Встречаться с работами Александра Задорина –  настоящий праздник! Рассматривая его творчество, всегда можно отыскать новый акцент его эстетического поиска, обозначить новое качество восприятия нами, зрителями, его  наследия. Сейчас мы будем рассматривать экспозицию, отражающую тему отношения зеленого и красного цветов в работах, сделанных на деревянных досках. В начале текста говорилось о праздничности творчества Задорина. В этих работах  декоративная ясность проявилась с особенной силой. Зеленый и красный – это две дополняющие друг друга стихии, живущие в глубинах нашего мировосприятия. Зеленый цвет – это мир покоя.  Он может быть таинственным, темным, таящим в себе нечто  тревожное. Затем он становится простодушным, простым, как факт и, наконец, светлым, почти солнечным, соблазняющим вечной молодостью и счастьем. Но вот появляется красный цвет, цвет яростного внутреннего горения и безоглядной активности души. Он внедряется в ничем не мотивированный покой зеленого цвета, побуждая его быть актуальным. Зеленый цвет благодаря своему красному антиподу становится сначала густым таинственно затененным садом, обрызганным мелко сверкающей листвой, становится прохладным телом женщины, отдыхающей в саду. Потом он  успокаивается в своей летней зрелой самодостаточности, превращаясь в зеленый луг и в кроны деревьев. И, наконец, он достигает счастливого свечения на небе, являющегося фоном  для только что созданных Богом людей - мужчины и женщины. И только, благодаря розовому свету и красной собаке, это счастье кажется достоверным. Красному цвету в этих работах помогает естественный цвет и фактура дерева, которая, будучи цвета охры или терракоты, работает на стороне красного цвета и помогает ему возбуждать в зеленом его не сразу заметные возможности. Сам же красный цвет, появляясь понемногу, вспыхивает как сладострастный огонек то в губах ребенка, то в деталях одежды, пейзажа или архитектуры, затем все больше разгорается, и в конце концов горячий жар заполняет почти все пространство картины, позволяя зеленому цвету быть незначительной очень темной антитезой, скорее тоном, чем цветом.

Такой цветовой диалог разыгрывается между красным и зеленым в этой экспозиции Александра Задорина. 

     Но есть еще много прелестных, буквально завораживающих качеств, которые раскрывает эта экспозиция. Во-первых, сама деревянная основа, на которой происходит живопись. Задорин обладал фантастическим, просто абсолютным чувством материала, с которым он работал. Шамот, фарфор, бумага, картон, холст, любые живописные или рисующие материалы, покрывающие любую поверхность – все это было нежно любимо Задориным. Он использовал все это и многое другое таким способом, чтобы выказать самое драгоценное качество каждого материала и в то же время его необходимость в контексте каждой композиции. В данном случае мы видим работы на дереве. Дерево по-особому впитывает краску жидкую и по-другому ложится густая краска. Задорин не преминет это отметить очень выгодным для картины образом. Сама текстура дерева – то вертикальная, то  горизонтальная, иногда волнообразная,  точно оставленная, не закрашенная, всегда кстати. Задорин тонко чувствует историю культуры. Ему известна эстетика, связанная с работой художников по деревянной основе, особенно отечественная традиция в этой области. В его оригинальных композициях используются приемы и Городецкой росписи, и Палехской, и иконописи. Здесь мы видим ясные силуэты, звонко декорированные орнаментами, на редкость разнообразными и праздничными. А как  звучит линия, черная или цветная! Как эта линия свободно течет по плоскости то рисуя предмет, то придумывая орнамент!

      Александр Задорин и по жизни, и в искусстве своем обожал все естественное, здоровое и природное. Поэтому главными объектами его изображений были члены его семьи, он сам среди них, собаки, деревенские мотивы,  все, что необходимо для блаженства в этой жизни, а, может быть, и дальше. Кто знает? 

                                                                                                                                                 Анатолий Заславский


НАЗАД

Free business joomla templates