24 апреля - 24 мая 2004 г.

к 30-летию со дня выставки в ДК им. Газа.

Из коллекции Р. и Н.Благодатовых

«27 из 52»

  галерея квадрат

 

Началом "газа-невской культуры" принято считать 22 декабря 1974 года. В этот день во Дворце культуры имени И. Газа открылась выставка независимого ленинградского искусства, объединившая все группы, квартирные "академии" и кружки, тихо существовавшие в советских коммуналках и бараках. Пятьдесят два художника представили более 200 работ. Выставка была короткой - всего четыре дня, но она вызвала огромный резонанс. Вдоль проспекта Обуховской обороны тянулись толпы желающих увидеть запретное и оттого особо влекущее искусство. Ее посетили около 15 тысяч зрителей. У выставки не было ни продуманной структуры, ни четкой эстетической программы. Да и не было такой цели. Главное - сам факт участия, ощущение причастности ко "второй" культуре, возможность "самовыражения под дулом автомата". Художников объединила ненависть к Большому брату, желание дышать полной грудью и творить "от себя". Событие в ДК имени И. Газа и последовавшая за ней выставка в ДК "Невский" (1975) представили всю панораму многоликой и разномасштабной "второй" ленинградской культуры, получившей название "газа-невской".

   Ольга Хорошилова.

   

   "Для моего поколения это событие значило очень много. Большинство зрителей открыло для себя новый материк - отечественная культура тех лет, представлявшаяся линейной, оказалась многомерной. Выставка покоряла творческим духом и незабываемым, незнакомым дотоле ощущением свободы, полета птицы над всяческими загородками и барьерами. Она повлияла на многие судьбы, в том числе и мною. С 1975 года под влиянием коллекционера Игоря Логинова и при дружеском участии Вадима Ваштая начала понемногу собираться коллекция, сначала из работ этого круга художников, а затем пространственные и временные границы стали расширяться. В настоящее время в собрании около 3000 произведений более чем 300 авторов. Среди них 27 из 52 участников выставки в "Газа":

Александр Арефьев,
Анатолий Басин,
Анатолий Белкин,
Владимир Видерман,
Владлен Гаврильчик,
Андрей Геннадиев,
Евгений Горюнов,
Юрий Галецкий,
Юрий Дышленко,

Евгений Есауленко,
Геннадий Зубков,
Игорь Иванов,
Виталий Кубасов,
Геннадий Лакин,
Юрий Люкшин,
Владимир Михайлов,
Александр Манусов,
Александр Окунь,

Анатолий Полушкин,
Виктор Пермяков,
Евгений Рухин,
Алек Раппопорт,
Игорь Росс,
Валентина Соловьева,
Николай Сажин,
Геннадий Устюгов,
Владимир Шагин.

Владимир Шагин. Устраивая выставку, посвященную славному юбилею, естественно продемонстрировать работы всех этих художников, несмотря на их принадлежность к совершенно различным эстетическим направления. Кроме того, в силу обстоятельств, их творчество представлено в коллекции крайне неравномерно: одни - многими и характерными творениями, другие - случайным рисунком, по которому трудно порой определить автора. Но главная цель выставки не столько радовать глаз стройностью экспозиции, сколько воссоздать атмосферу героического события, напомнить о нем и его участниках, пробудить воображение и затронуть души, а может быть, и натолкнуть на размышления о путях отечественного художества. Есть уверенность, что значимая для культуры Петербурга дата будет отмечена различными мероприятиями. Смеем надеяться, что и эта выставка в галерее "КвадраТ" может быть расценена, как одно из них, как вклад в дело сохранения памяти о культурных вехах в истории нашего города."

   Николай Благодатов

2.04.04. СПб 

 

From the R. & N.Blagodatov's collection

24 April - 24 May 2004

   Dedicated to the 30th Anniversary of the Exhibition Held at the Gaza Cultural Centre

   The Gaza-Nevsky culture is believed to have been started on the 22nd of 1974. On that day the exhibition at the Gaza Cultural Centre brought together all groups, apartment 'academies' and circles that had operated at Soviet communal flats and barracks. Fifty two artists presented over 200 of their pieces. The exhibition was on a very short period of time - a mere four days, but it did cause a stir. Obukhovskaya Oborona Prospect (Obukhovo Defence) was flooded by crowds of those who wished to see the forbidden, and thus very alluring, art. About 15 thousand people came to visit the exhibition. The exhibition had neither a well-thought-out composition nor a clear-cut aesthetic programme. This was outside its goal. Important was participation, association with the 'second' culture, the possibility of "self-expression at the point of the bayonet". Artists marched in unison bonded by their hate of the Big Brother, they longed for the air of freedom and a chance to freely express themselves. The happening at the Gaza Cultural Center and the subsequent exhibition at the Nevsky Cultural Centre represented the whole array of the multifaceted and variegated 'second' Leningrad culture, which was labeled "the Gaza-Nevsky".

   Olga Khoroshilova

  

"This event mean much for my generation. Lots of viewers discovered another land: the seemingly linear home culture of those years turned to be multidimensional. The exhibition won acclaim through its creative spirit and unforgettable, hitherto unknown, feeling of freedom, akin to the bird's flight over various fences and hurdles. It had a great impact on many a fate, including mine. Since 1975 the collection has grown to encompass not only the works of these artists but also to extend its space-and-time borders. At present it includes about 3000 pieces executed by over 300 artists. Among them are the 27 of the 52 participants of the Gaza exhibition: 

Alexander Arefiev,
Anatoly Bassin,
Anatoly Belkin,
Vlaimir Widerman,
Vladlen Gavrilchik,
Andrei Gennadiev,
Yuri Galetsky,
Yuri Dyshlenko,
Eugene Yesaulenko,
Genndy Zubkov,

Igor Ivanov,
Vitaly Kubasov,
Gennady Lakin,
Yuri Lyukshin,
Vladimir Mikhailov,
Alexander Manusov,
Alexander Okun,
Anatoly Polushkin,
Victor Permyakov,
Eugene Rukhin,

Alec Rappoport,
Igor Ross,
Valentina Soloviova,
Nikolai Sazhin,
Gennady Ustyugov,
Vladimir Shagin

When organizing an exhibition dedicated to the glorious anniversary, it is natural to show the works by these artists irrespective their affiliation to totally different aesthetic movements. Moreover, by virtue of circumstances, their works are erratically represented in the collection - some artists are in abundance, others have only random drawings presented, and these can hardly reveal their authors style and manner. The aim being rather to reconstruct the atmosphere of the heroic event, to remind of it to its participants, to stir imagination and reach the heart and with luck to touch off deliberations about the paths home arts can follow, it never attempted to please the eye with the eurhythmy of exposition. It is safe to say that this significant date in the history of St Petersburg's culture will be marked with various functions. We believe that this exhibition at the KvadraT Gallery may be regarded as a contribution to the cause of preserving the memory of cultural milestones in the history of our city."


Nikolai Blagodatov
2nd April 2004


НАЗАД


Free business joomla templates