17 октября - 22 ноября 2008 г.

Игорь Оминин (1923-1986)

"Три возраста Игоря Оминина"

/живопись,графика,промграфика/

 

ominin artist

"Вереск на холмах" 1957-1958

 

om2

"Сети" 1967

 

igor ominin

"Кусты у края поля" 1984

 

Игорь Оминин (1923 - 1986) ленинградский художник, известность получил, работая в области промышленного дизайна.
Юность его пришлась на годы войны. Демобилизовавшись в 1946 году из армии, он поступил в художественно - промышленное училище им. Мухиной. В 1951 году его курс стал первым послевоенным выпуском. В следующем году он становится членом союза художником, а немного позднее в 1968 году уже возглавляет секцию декоративно-прикладного искусства. Много занимается музейно-выставочным проектированием, оформляет русский отдел Государственного музея этнографии народов СССР, два павильона ВДНХ, павильоны промышленных выставок в Брюсселе, Париже, Мехико. Получает международные премии за разработку экспозиций. Его природная активность заставляет его много работать в разных областях, но главной для него всегда оставалась прикладная графика. Многие работы Игоря Оминина в этом направлении до сих пор остаются непревзойденными образцами художественного вкуса в области рекламного плаката, товарного знака и т.д.
Но на выставке "Три возраста Игоря Оминина" будут представлены не те узнаваемые и знакомые всем работы, которые стали уже давно частью культуры Санкт - Петербурга и, как хорошие песни, потеряли авторство. Впервые публике будут представлены его живописные работы, которые художник писал "для себя" и показывал только узкому кругу друзей. Он никогда не претендовал на то, чтобы они когда-нибудь были выставлены.
Эти работы - своего рода визуальный дневник жизни мастера. Удивительным кажется тот факт, что, работая в промышленной графике, во всем зависящей от потребностей людей и связанной с их интересами, его живописные работы это удивительно тонкие безлюдные пейзажи. В них отчетливо прослеживается опыт его постижения жизни, как некой тайны, которая дается каждому.
В работах конца 50-х годов написанных в строгой манере, характерной для человека, пережившего войну и привыкшего сдерживать свои чувства, ощущается столько восхищения и радости от просторов земли, которая свойственна только молодости. Еще не зажила земля после войны и не выросли новые деревья в сгоревшем лесу, но бесконечные дали, которые пишет в этот период Игорь Оминин, окрашены его верой в жизнь и надеждой. Работы этого периода напоминают своеобразный дневник путешественника и наполнены интересом к новым пространствам. Сдержанность, на первый взгляд кажущаяся свойством манеры художника, удерживается им иногда искусственно. Так ранняя серия пейзажей написана темперой по картону. Здесь, благодаря выбранной технике живописи, художник намеренно пытается скрыть свой подлинный темперамент. Но цветовые соотношения, композиционная ясность и широта захвата пространства выдают активную жизненную позицию человека настроенного на нелегкое путешествие длиною в жизнь.
Работы, относящиеся к следующему периоду, удивительны по колориту и изысканны по своей манере. Период конца 70-х начала 80-х годов можно смело назвать высшим периодом в его творчестве. "Высший" здесь - как форма ясности, как время полудня в жизни, когда нет тени, а все освещено и сияет, как состояние что обостряет зрение и позволяет увидеть величие мира. В его работах есть та степень умиротворения и отваги, дарующие художнику высоту парения с которой он пишет землю. Его пейзажи полны величественной тишины Природы в отсутствии людей. Цветовая гамма точно сбалансирована. Тонкие градации серого со строгими аккордами синего и охры создают ощущение безмерности и чистоты пространства. Холодный, прозрачный воздух севера наполнен тонким лиризмом и аристократической сдержанностью. Умиротворенность в работах И.Оминина величина не постоянная и как все живое дышит, растет, подвергается испытаниям и терпит перемены. И запечатленное им это дыхание жизни, как бы сам он по-человечески не был печален и одинок, восхищает своим совершенством вечной ясности.
Работы последнего периода - это полный разрыв с предыдущими художественными установками. В них боль человека выражена во всей мощи бушующего цвета. Живопись своей истинной и всеобъемлющей сутью без условностей и проработок, без утонченной игры в композицию, превращается в неистовствующую лаву страстей. Каждая его работа - это отражение схватки и борьбы человека за жизнь, за ее вечную тайну. Бездна и отчаяние, ненасытность и разочарование спеклись воедино в небольших по формату листах, превратились в формулу бодрствования на границе всех бездн. Художественная свобода, обретенная в последний год жизни И.Омининым, стала его разгадкой подлинной тайны творчества. Его смелость всегда оставаться собой и быть независимым, сохраняя душевную стойкость, стали личным жертвоприношением мастера гармонии и красоте.

Ольга Томсон

 

НАЗАД

Free business joomla templates