1 апреля - 1 мая 2009 г.

Ольга Булгакова (Москва)

"Гоголь. Портрет."

/живопись,графика/

 

О. Булгакова. Гоголь.

О.Булгакова "Гоголь",х.м.,150х100,1984г.

 

Ольга Булгакова появилась на художественной сцене современного искусства в самом начале 70-х, в годы глухой стагнации в обществе и в культуре. Но благодаря особенному миропониманию, ей удалось своими работами, наполненными высоким интеллектуализмом и поэтикой, вызвать интерес у публики. Ее авторские мифологии, сравнимые своим изяществом мысли лишь с игрой в бисер, описанной Германом Гессе, оказали влияние на развитие современного искусства в России.

Одной из главных тем, интересующих художницу на протяжении нескольких десятилетий, является миф о драме творческой личности. Серия работ, посвященных Николаю Васильевичу Гоголю, создается художницей много лет, начиная с конца 70-х годов.

Обратившись к судьбе писателя, к особенностям его литературного стиля, Ольга Булгакова пытается перевести на визуальный язык гоголевский магический хаос, превратив тезаурус словесных символов, которым он владеет, в причудливую игру метафор и форм. Иногда ей удается зафиксировать даже сам процесс творчества - внезапное смещение реальности и странное парение над бездной. Многочисленные портреты Гоголя в творчестве Булгаковой - это своего рода многообразные отображения превращений гения. Это погоня художницей за неуловимыми мерцаниями звуков и шепотков, составляющих феномен гоголевского языка, где самой банальной фразе позволено взорваться кошмарным фейерверком. Этот особенный, неповторимый код его говорящего мира, словно в каком-то исступлении ощупывающий языком наборы согласных. Они складываются в тревожно - пугающие звуки и рождают шелест и шуршание, исходящие от неожиданно проявившихся и стремительно обретающих плоть, теней. « Великая литература идет по краю иррационального »[1],- говорил В.Набоков в своей работе о Гоголе. Гротеск и мрачный кошмар гоголевского мира, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни, ощущение чего-то нездешнего, как при падении в обморок, когда все видится непривычно и открывается брешь в знакомом пространстве из которой тянет холодной чернотой, визуализированные на холсте талантливой художницей, позволяют осмыслить зрительно символизм Гоголя, страдающий физиологическим оттенком. «Гоголь был странным созданием, но гений всегда странен: только здоровая посредственность кажется благородному читателю мудрым старым другом, любезно обогащающим его, читателя, представления о жизни»[2].


[1] В.Набоков «Николай Гоголь»

[2] Там же

 

НАЗАД

Free business joomla templates